 | |
Фото Д. Дунько | |
— Бесспорно, к настоящему моменту проблема игорного бизнеса встала в Москве в полный рост. Во-первых, это этический момент — игровые автоматы и казино «подстерегают» почти на каждом углу. Сравните: рекорд мировой статистики — 1 автомат на 240 жителей, в Москве — на каждые 170–180. Солидный бизнесмен с устойчивой психикой, почти равнодушно оставляющий крупную сумму в пользу казино, — это одно. А пенсионер, школьник или отец семейства со скромным достатком, каждый вечер кладущий в пасть игрового автомата монету за монетой, — это другое. Кстати, психиатры бьют тревогу — по их прогнозам, в ближайшие годы несколько сот тысяч москвичей превратятся в лудоманов — людей с болезненным пристрастием к игре.
Второй момент — экономический. Город получает доход в казну в виде налогов на столы в казино и игровые автоматы. Так вот, самые добросовестные налогоплательщики — это крупные, цивилизованно работающие казино. А игровые автоматы в подземных переходах, на рынках, на улицах (они, кстати, окупаются за считанные дни) кормят, и весьма неплохо, только своих хозяев. Редкий налоговый инспектор и милиционер может позволить себе многочасовое ожидание вечно отсутствующего владельца. Увезти автомат нельзя — у «государевых людей» таких прав нет, поэтому все проверки малоэффективны.
Что делать? Есть один путь — американский, где нет автоматов шаговой доступности, а есть загородные центры развлечений. Под Бостоном, например, на территории бывших индейских резерваций — огромный игровой комплекс. Но до него два часа езды. Подобный вариант закона внесен сейчас в Госдуму — с предложением вывести игорный бизнес за черту населенных пунктов не менее чем за километр.
Есть и другой путь, по которому уже шло когда-то московское Правительство. Своим распоряжением оно установило четкие критерии. Во-первых, казино не могли существовать как отдельно взятые организации — только в составе культурно-развлекательных центров, вкупе с дискотеками, ресторанами, бильярдами и т.д. Делалось это для того, чтобы человек заранее не программировал себя только на игру. Далее — игровые заведения не могли быть расположены вблизи детских, образовательных учреждений, в жилых домах. Следующее ограничение касалось рабочих мест — не менее 150, и персонала — директор заведения обязан был показать себя законопослушным членом общества и не иметь судимости. Вводился лимит на количество игровых столов — не менее 30, чтобы владельцы могли обеспечить должный уровень охраны и безопасности заведения. Таким образом, власть взяла под реальный контроль игорный бизнес, от чего, несомненно, выиграли обе стороны.
Потом московское постановление отменили — как противоречащее федеральному законодательству. Теперь уже постановление федерального Правительства установило правила игры — гораздо мягче столичных. Формулировка запрета «в жилых домах» сменилась на «в жилых помещениях», то есть в квартирах. Лицензирование оказалось не связанным с конкретным местом, то есть получение лицензии где-нибудь на Камчатке давало возможность открыть игорное заведение в любом месте.
Попытка урегулировать игорный бизнес удалась коллегам из Белгорода. С октября прошлого года там действует закон, по которому размещение казино и игровых автоматов бизнес согласовывает с органами местного самоуправления. На мой взгляд, это оптимальный вариант, когда лицензирование берет на себя федеральная власть, а порядок размещения и содержания — местная.
Подготовила И. Шевченко